Коран — главная священная книга мусульман, запись изречений, произнесенных Пророком Мухаммадом в форме Пророческих откровений в Мекке и Медине.
Согласно исламской традиции, Коран является Словом Аллаха и был прочитан Мухаммаду Ангелом Джибрилом (Джабраилом) по пред вечно существовавшему небесному оригиналу.
При жизни Пророка Коран существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Однако со временем
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объема, кроме первой суры Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на «мекканские» (до хиджры) и «мединские» (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммада в Мекке и Медине.
В «мекканских» частях Корана Мухаммад говорит о будущем воскресении из мертвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорожденных девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммада было не единобожие, а близящийся Страшный суд. Суры «мекканских» откровений делятся на три группы. В сурах первой группы содержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырем годам деятельности Мухаммада и древнейшей считается
Суры «мединского» периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намеки на некоторые происходившие события, призывы уважать Пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает «на пути Божьем», выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммад стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммад и которую исказили евреи и христиане. В «мединских» сурах нет
Есть версия, что первоначально существовали записи лишь отдельных откровений, сделанных независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, и по его указанию. Но наибольшей поддержкой в науке пользуется основанная на мусульманском предании гипотеза, согласно которой первые несколько отличных друг от друга записи полного текста Корана появились после смерти Мухаммада (632 г) в кругу его ближайших сподвижников.
Между 650 и 656 гг. по приказу халифа Османа был подготовлен список Корана, который постепенно вытеснил другие записи. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу
Существующий текст Корана содержит 114 сур (глав) разной величины. По времени произнесения суры подразделяют на мекканские (610–622 гг, 90 сур) и мединские (622–632 гг., 24 суры). Последние в большинстве своем длиннее мекканских. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Корана — полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», архангел Джабраил), но всегда устами Мухаммада, и противниками Пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям.
Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть Корана представляет собой рифмованную прозу. Своеобразие Корана как
Коран отразил борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками, а также его полемику с иудаизмом и христианством. В ходе этой полемики происходило насыщение проповедей Мухаммада
В ходе
По мере возникновения в мусульманском государстве культурного симбиоза, ознаменовавшегося широким усвоением мусульманской культурой достижений покоренных народов, усложнялось и теоретическое осмысление
Вскоре после смерти Мухаммада стало очевидным, что Коран не может дать ответы на все возрастающее количество вопросов, поставленных обществом, которое сложилось на покоренных мусульманами территориях. С одной стороны, это привело к появлению и росту значения других источников мусульманского права, особенно хадисов (преданий о деяниях и высказываниях Мухаммада), с другой — к возникновению метафорических комментариев Корана, а в дальнейшем и появлению новых «писаний» (например, у бабитов).
Отражением широкой идейной борьбы, связанной с ролью светского и духовного начал в мусульманском государстве является и продолжающаяся поныне борьба вокруг места Корана в жизни мусульманского общества. Это выражается как в постепенном отказе от использования Корана в качестве даже символического источника государственности в ряде стран с прогрессивными режимами, так и в попытках возвращения к шариату и объявлении Корана «конституцией», определяющей всю систему государственного управления.